пʼятниця, 30 вересня 2011 р.

За что инвесторы не любят стартаперов



За что инвесторы не любят стартаперов



Стартапами занимается, кажется, пол-Москвы. Куда ни глянь – сплошные стартаперы. Авторов этого текста тоже можно было бы обозвать стартаперами – но вот очень не хотелось бы. Не то чтобы нам было очень важно, как нас называют, но примыкать по доброй воле к стремительно расширяющемуся движению российского стартаперства немного смешно. Все эти бизнес-планы на сто миллионов долларов, регулярные сходки генераторов как бы гениальных идей с якобы готовыми раскошелиться инвесторами, бесконечные обсуждения перспектив и инноваций – все это вообще не про бизнес, а про рассказывание друг другу сказок.
Знаете, это как разница между хиппи и хипстером (не поверите, но бабушки у подъезда часто путают эти понятия). Первый не работает, ест LSD, живет на подношения в Арамболе под баньяном. Второй просто решил не гнаться за Birkin и Mercedes, остановившись на Converse, Moleskine и MacBook. Стартаперство – ровно то же самое, новый модный тренд без содержания, зато с кучей бодро звучащих англоязычных прилагательных: trendy, cool, fun и так далее.
Мы часто их видим: они часами сидят в баре Red Espresso в обнимку с макбуками и меряются своими стартап-идеями. Ходят на стартап-встречи, больше всего похожие на детсадовские группы выходного дня: с веселой и интересной компанией, но без какой бы то ни было реальной пользы. В 90-е молодежь ходила на рейвы, в начале 2000-х постигала красивую жизнь под r’n’b, а сегодняшнее поколение 20-летних, которым энергию девать некуда, полюбило делать стартапы. Это, конечно, менее опасное для здоровья развлечение – но все-таки развлечение.
Почему? Прежде всего, 90% стартаперов только и делают, что носятся со своими идеями и думают, что это самое главное. Но в бизнесе доля идеи – это ничтожные 2–3% всего проекта: ок, ты придумал что-то славное, а после этого надо работать, реализовывать, отлаживать процессы. Вопреки стереотипам, кумир хайтек-молодежи Марк Цукерберг создал самую крутую соцсеть не потому, что у него была какая-то невероятная идея (социальные сети были и до него), а потому, что они с командой очень много работали.
То же самое – стартап-тусовки. На них невозможно найти инвестора. Сложно познакомиться и заставить себя запомнить, когда бизнесмена после его выступления окружает 80 человек, сующих свои визитки. Чтобы получить инвестиции гораздо эффективнее, нам кажется, искать их через знакомых, которые могут за тебя поручиться. Если такие знакомые, конечно, есть.
Конкурсы молодых талантов, которых с каждым годом становится все больше, тоже, на наш взгляд, не очень эффективны. Во-первых, с их помощью можно привлечь совсем небольшие суммы – они могут служить поощрением, но не инвестициями в развитие. Во-вторых, в них редко участвуют серьезные проекты. Вот веселые бывают. Такие, знаете, "прикольные" штуки, которые невозможно масштабировать и монетизировать.
Это, между прочим, еще одна проблема – люди придумывают сервисы, но не знают, как поставить их на бизнес-рельсы. Встречаются айтишник, способный что-то веселое смастерить, и говорун, рисующий красивые презентации для стартап-тусовок. И делают проект, в который ни один инвестор не вложится, потому что не видит в нем денежных перспектив.
И, наконец, совершенно неясно, откуда у стартаперов время на все вышеперечисленные развлечения. Свой бизнес, IT-направленности или любой другой, – это работа, после которой времени на рисование презентаций на айпадах просто не остается. Когда мы только начинали, и у нас не было возможности нанять много сотрудников, мы по ночам сочиняли рассылки и верстали html-код – учились это делать на ходу – ну и как, убив ночь на это, можно утром встать, умыться и пойти на тусовку-с-инвесторами?
Начиная свое дело, ты устраиваешься на работу к самому себе. В тот день, когда ты берешься делать стартап, заканчивается вся романтика: нужно работать, работать и работать. Даже общаясь с инвесторами. Сейчас мы готовимся ко второму раунду инвестиций и проводим по несколько конференц-звонков в день, и за пару месяцев отослали порядка 2000 рутинных писем тем, кто готов в нас инвестировать. Согласитесь, это мало похоже на сказку про Золушку, мечта которой сбывается за секунду.

Взято звідси

Немає коментарів:

Дописати коментар