четвер, 6 січня 2011 р.

Компетентность 2х2 для охотников за головами.

Лето 2010 года выдалось довольно жарким. Проект, где я работаю, интенсивно расширялся (примерно в 4-5 раз) приходилось много и долго собеседовать людей на работу.
Взгляну на этот процесс с точки зрения собеседующего. Для некоторых интервьюеров, это довольно скучный процесс, некоторые на интервью, почему-то, вымещают злобу на тестировщиков(возможно люди так самовыражаются), пришедших на собеседование, некоторые относятся к процессу с безразличием. Я отношусь к типу собеседующих с позитивным настроем и считаю что это правильно. Человек, пришедший на собеседование, не должен  ощущать какого-либо давления со стороны интервьюера.
Я провел довольно много интервью и получил «+7» человек к себе в команду и естественно «+1000» к профессиональному опыту.Уже, наверное, полгода активно читаю сайт Саши Орлова и оценил для себя пользу матриц 2х2. Активно их использую для объяснения многих вещей в команде, а так же при проведении презентации внутри компании. Наверное, скоро попрошусь в клуб любителей матриц 2х2 к Саше.
К чему я виду, а к тому, что основная мысль данной статьи, звучит примерно так«Опыт в собеседованиях + матрицы 2х2 = матрица компетенций тестировщиковby Глеб Рыбалко». =) Думаю, что эта матрица сможет быть полезной для применения в отделе, отвечающем за поиск новых сотрудников. Ну а так же для общего образования тестировщиков.
Собственно эта матрица является симбиозом довольно известной матрицы немного адаптированной к тестированию, вперемешку с моим опытом.
Матрица компетентности тестировщиков 2х2
Давайте поговорим о каждом секторе отдельно.
Сектор «Неосознанной некомпетентности»
В этом секторе обычно присутствуют студенты ВУЗов, перед которыми, потихоньку, становится выбор профессиональной карьеры после университета, а так же люди, которые приходят в тестирование из других профессиональных областей, несвязанных с информационными технологиям. Человек, находящийся в этом секторе, никогда не встречался с тестированием или обеспечением качества на практике, в основном подвержен всеобщему мнению, что «тестирование легче, чем программирование», что собственно и повлияло на выбор данной профессии. Чем для ИТ компании может быть полезен индивид из данного сектора. Ничем кроме своего потенциала. Такие люди могут быть приняты только на обучающие курсы в ИТ компании если такие там присутствуют(как пример Luxoft)
Сектор «Осознанной некомпетентности»
В этом секторе присутствуют тестировщики, которые уже встретились с реальными практическими задачами, знают основную теорию, имеют некоторый практический опыт работы (пускай и не большой), имеют понимание о профессии, понимают, что не все так просто, как казалось в начале и нужно много читать, много учиться, и путь к вершинам тестирования тернист. Такие товарищи подходят на должность «Младшего тестировщика» (ну или на аналогичные должности).
Сектор «Осознанной компетентности»
В этом секторе находится основная движущая сила тестирования любой  ИТ компании, здесь находятся «Инженеры по тестированию», «Старшие» и «Ведущие» инженеры. Типичные представители сектора имеют багаж знаний и опыта по тестированию. И в зависимости от того насколько они преуспевают в применении своих знаний, а также в получении новых продвигаются по карьерной лестнице от простых инженеров до ведущих инженеров. Так же из этого квадранта тестировщик может задумываться о направлении своего карьерного роста (вертикального, горизонтального или диагонального).
Как я уже говорил вертикальный рост, подразумевает повышение от инженера до ведущего инженера или тест менеджера. О горизонтальном росте я писал в статье «Горизонтальный парадокс», в двух словах это подразумевает возможность развития как эксперт увеличения своего багажа знаний, расширения своих знаний в области тестирования, привлечения для консультаций в другие отделы компании, то есть человек становится экспертом в своей предметной области (и переходит в сектор «неосознанной компетенции», об этом чуть ниже). Диагональный рост это прыжок с должности тестировщика на должность программиста или системного администратора, например, то есть из своей профессиональной области в смежную.
Сектор «Неосознанной компетентности»
Тестировщиков, находящихся в данном секторе, можно охарактеризовать одним словом «эксперт», это люди, которые «знают», что вот так тестировать правильно, вот так управлять тестированием правильно, при этом, часто,  правильные действия осуществляются на автомате и эксперты не могут даже объяснить, почему это правильно. В пример можно привести водителей с большим опытом вождения, эти люди переключают передачи и осуществляют маневры на автомате, при этом они могут слушать радио, разговаривать с пассажиром или размышлять о чем-то важном.  Для таких людей в компании должны быть предусмотрены процессы горизонтального развития, так как то, что человек эксперт в области тестирования, совсем не значит, что он сможет отлично управлять командой или общаться с заказчиком. :)
Суммируя все вышесказанное, если Вам нужны недорогие тестировщики на проекты с невысоким приоритетом для выполнения не сложных заданий, то Вам в сектор «Осознанной некомпетентности».  Если вам нужны стабильные хорошие тестировщики, то вам в сектор «Осознанной компетентности». Если Вам нужна экстренная помощь в залатывании дыр за другими или в тестировании старого огромного проекта, или нужно осилить новую систему автоматизированного тестирования, то Вам в сектор «Неосознанной компетенции», в очередь за экспертами J. Если в вашей фирме есть курсы, обучающие тестированию, и время не поджимает, то Вы можете рискнуть и вырастить себе достойных внимания профессионалов с нуля.

Немає коментарів:

Дописати коментар